Мышление и разум маленького ребенка

Автор: Elka от 20-12-2011, 00:46

Мышление и разум маленького ребенка  Психологи заметили, что главным ориентиром во времени для маленького ребенка становится определенное событие, яркое впечатление или предвкушение чего-то важного для него. «Это было на прошлой неделе», – скажет взрослый, а малыш – совсем иначе: «Это было, когда мне купили красную машинку». Или «Это будет, когда мы поедем к бабушке». При этом получается, что для ребенка существует только прошедшее и будущее время. Настоящее как бы отсутствует, это только текущий момент, то, что происходит сию секунду, «сейчас». Даже совсем маленькие дети сами усваивают то, что видят изо дня в день – что бывают утро, вечер, ночь... Что утро наступает после темной ночи, а ночь – после ужина и сказки про трех медведей. Еще проще малышу сориентироваться в этом миропорядке, если родители говорят им: «Доброе утро», «Спокойной ночи». Что же такое мышление и разум маленького ребенка?

  Однако мышление у дошкольников в основном наглядно-образное, а абстрактными понятиями они оперируют с трудом. И время как раз относится к этой категории – его не увидеть, не услышать, не потрогать. И, тем не менее, все мы, вне зависимости от возраста, ощущаем его ход. Даже у младенцев от природы есть ощущение времени – они ориентируются по своим внутренним, биологическим часам – субъективному чувству, основанному на привычном ритме жизни. Замечено, кстати, что те дети, у которых более строгий режим, лучше усваивают понятие времени. Их организм привыкает к определенному ритму, и представление о тех или иных временных отрезках дается им легче, чем тем малышам, которых сегодня покормили обедом в полдень, а завтра – часа в три. Что же касается часов, то как предмет они начинают интересовать детей примерно с трех-четырех лет. Особо сообразительные малыши уже в этом возрасте способны овладеть искусством определять время. Но, даже не умея ориентироваться в том, что показывают стрелки, уже в три-четыре года дети оперируют в своих играх понятием времени. Например, подражая взрослым, говорят своим куклам и мишкам: «Уже три часа, сейчас будем обедать!»

 

  Но не надо забегать вперед при мышлении и разуме. Первые понятия, с которыми стоит познакомить маленького ребенка уже после полутора – двух лет – те, из которых состоит само представление о времени. То есть «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро», «еще долго» и т.д. Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций – просто говорите эти слова, играя и общаясь с маленьким ребенком, комментируя, таким образом, свои действия: «Сначала пойдем, умоемся, потом будем завтракать, а потом – гулять»… Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании. Они могут касаться, кстати, не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете маленькому ребенку – например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку, как построили ваш город…

 

  Дальше больше – можно переходить к конкретным понятиям при мышлении и разуме, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет, что такое «сегодня», «завтра», «вчера». Это не так просто, как может показаться, – поначалу дети часто путают эти слова (ведь это самая, что ни есть абстракция!). Для того чтобы «закрепить пройденное», почаще спрашивайте у малыша: «Во что ты играл вчера в садике», «Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?». Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра. Одновременно с этим можно знакомить с календарем – днями недели, месяцами. Купите ему красивый детский календарь с картинками и повесьте в его уголке. Разумеется, малыш в один момент не выучит всех этих новых и таких сложных слов – пусть учится запоминать их постепенно и последовательно. Для этого просто каждое утро сообщайте, какой сегодня день недели, число, месяц. Можно специально потренироваться определять по календарю, какой день недели и какое число было вчера, а какое наступит послезавтра. Лучше, если эти тренировки не будут надуманными и нудными, а станут частью разговора, игры, обсуждения планов. Можно так же обозначить и предстоящие события - поход в бассейн, в кружок или в театр. Можно пометить там же и дни рождения членов вашей семьи и друзей, наклеив рядом с датами их маленькие фотографии. Так ребенок уже к 4-5 годам сможет готовиться к будущим событиям, приучится ценить и распределять время.

 

  Уже двухлетний малыш вполне способен понять при мышлении и разуме, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди. Все это можно показывать и «вживую», расспрашивать, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке – вода. Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас к разговору о временах года и все о тех же месяцах. Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно – ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова. Ну и книги, которые вы читаете малышу, не дадут вам растеряться – ведь во многих детских сказках и стихах так или иначе обыгрываются понятия времени.

Комментарии:

Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Вопрос:* Сумма 1 плюс 3?(прописью)
COPYRIGHT © 2010 - 2016 VashAibolit.RU All Rights Reserved.