Воспитание малыша, страдающего ранним детским аутизмом

Автор: krissa от 13-03-2010, 16:02

Воспитание малыша, страдающего ранним детским аутизмом  Аутизмом называется тяжелое психическое расстройство, возникающее в младенческом возрасте, крайняя форма изоляции от общества. Аутизм проявляется в избегании контактов с людьми, действительностью, восприятие мира и отношение ко всему без эмоций. Дефицит социального взаимодействия присущ ребёнку, страдающему аутизмом, он проявляется в то время, когда ребёнок только начинает говорить и ходить.

  Воспитание малыша, страдающего ранним детским аутизмом, имеет свои специфические особенности, и занимает много времени и сил.

 

    Признаки аутизма у ребёнка

  1. Недостаточное развитие речи, отсутствие речи. Ребёнок не понимает речь других людей, сам не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже матерью. В речи ребёнка, в основном, присутствуют эхолалии, ребёнок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые он услышал от других людей или по телевизору.

  Ребёнок не понимает сложных речевых конструкций, и даже простые фразы сложны для его понимания. Ребёнок с аутизмом понимает лишь односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребёнок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Зачастую ребёнок не понимает местоимений мой, твой, их и т. д.

  При первом обращении родителей ребёнка - аутиста к врачу наиболее часто звучит жалоба на непонимание ребёнком речи или неспособность ребёнка к восприятию и обучению речи. В основном, такие проявления аутизма становятся очевидны на втором году жизни малыша.

 

  2. Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. Можно посчитать ребёнка глухим или слепым, но обследование у врачей выявляет сохранность всех функций сенсорного восприятия. Родителям подчас вовсе невозможно привлечь внимание ребёнка, он не реагирует на своё имя и на звуки голосов мамы и папы.

  Более того, со временем ребёнок начинает активно избегать общения, прячется, уходит. Ребёнок не фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов, не оборачиваются на речь, не обращают внимание на призывы к ним.

 

  3. Аутичный ребёнок не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже в первые месяцы его жизни ребенок не тянет ручки, не прижимается к матери, а, находясь на руках у родителей, сопротивляется физическому контакту, напрягает спину, пытается вырваться из объятий родителей.

 

  4. Ребёнок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса. Игра аутичного ребёнка заключается в наборе простых движений – он теребит кусок одежды, крутит верёвку, сосут или нюхают части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения ребёнком возраста 1 года.

 

  5. Ребёнок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Аутист не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что ребёнок – аутист не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра, которую аутист может поддерживать, это простые механические движения " возьми - дай".

 

  6. Ребёнок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания. Такому ребёнку подчас невозможно научиться одеваться самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.

 

  7. Ребёнок с аутизмом нуждается в постоянном контроле, он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребёнок не понимает опасности, исходящей от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.

 

  8. Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребёнок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребёнок до крови кусает свои руки, бьётся головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу.

  Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребёнок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьёт родителей. На любой запрет или попытку контактировать ребёнок – аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ребёнок не умеет испытывать чувство жалости, на просьбы или мольбы родителей он не реагирует, равнодушен к слезам.

 

  9. У ребёнка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений -  он раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и вертит различные предметы, долгое время смотрит на свет, огонь, вентилятор. Ребёнок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Ребёнок может долгое время безэмоционально подпрыгивать, приседать.

 

  Перед проявлением явных признаков аутизма у малыша существуют периоды, называемые врачами навыками – осколками, или периодами нормального развития определённых возрастных качеств.

  1. Перед проявлением аутизма ребёнок иногда овладевает самостоятельной ходьбой, этот период длится до возраста 15 месяцев.

  2. Ребенок с аутизмом может проявлять хорошие способности к запоминанию обрывков речи или телевизионной рекламы. Эти отрывки, которые ребёнок запомнил когда-то, он повторяет затем в форме эхолалии. Пусть эти отрывки, которые он запоминает, обрывочны и подчас не несут смысла, но иногда запоминание происходит с одного раза. Это характеризует память аутичного ребёнка, как периодическую.

  3. Малыш, страдающий аутизмом, может иметь устойчивые специфические интересы к какой-либо деятельности. Некоторые аутичные дети любят долгое время перебирать заводные игрушки, механические предметы, электроприборы. Некоторые дети начинают интересоваться музыкой, танцами. Ребёнок может долгое время посвящать складыванию мозаик, головоломок. Иногда ребёнок проявляет любовь к буквам, числам.

  4. Ребёнок, страдающий аутизмом, может проявлять устойчивые сильные страхи. Звук пылесоса может сильно и надолго напугать аутичного ребёнка, шум с улицы или внезапный крик иногда доставляют сильные страдания такому малышу.

 

    Рекомендации родителям ребёнка, страдающего аутизмом

  Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом – детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребёнку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. На сегодняшний день существует много таких программ, и детский психолог поможет подобрать наиболее подходящую программу для каждого ребёнка. Кроме того, детский психолог поможет разработать план корректирующего воспитания ребёнка с аутизмом.

  Родителям нужно набраться терпения, твёрдо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

  Прежде всего, для аутичного ребёнка нужно создать дома условия повышенного комфорта и защиты. Нужно избавлять ребёнка от встреч с людьми, если он активно противится контактам, изолировать от шума и резких звуков. В то же время, ребёнка нельзя ни на минуту выпускать из вида, потому что в приступе очередной ярости он может нанести себе увечья, или травмироваться, выходя на проезжую часть улицы, падая с высоты, играя с острыми предметами.

  Нужно постоянно наблюдать за ребенком, научиться понимать его жесты, действия. Нужно разговаривать с малышом, даже тогда, когда он, казалось бы, и не реагирует на слова. Нужно вслух проговаривать свои и его действия, объяснять их. Аутичному ребёнку гораздо сложнее жить в этом мире, важно понимать его и научиться терпению в общении с малышом.

 

  Тесное общение, постоянные беседы с ребёнком, объяснение всего, что происходит, развивает эмоционально-чувственные качества маленького человека, и со временем он научится общаться с близкими, выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

  Дети, страдающие аутизмом, охотно играют в такие игры, где не требуется говорить. Нужно учить ребёнка играть в лото, складывать головоломки, пазлы, выкладывать мозаику, аппликации. Так может быть достигнута совместная деятельность – первый шаг на пути к общению и взаимодействию, налажен контакт с малышом.

  При интересе ребенка к какой-либо игрушке или предмету, нужно назвать предмет, дать малышу потрогать его, подержать в руках. Так будут задействованы все анализаторы ребёнка — слух, зрение, осязание. После многократного повторения малыш привыкнет к этому предмету, «включит» в своё внимание.

  Если аутичный ребенок разглядывает себя в зеркале, нужно осторожно подключить своё объяснение к тому, что малыш делает и видит. Так развивается речь аутиста, и ребёнок начнёт говорить.

 

  Когда ребенок манипулирует предметами без цели и смысла, нужно вкладывать смысл в объяснение его действий. Если ребёнок разбрасывает предметы – «устроим салют», если выкладывает предметы рядами - «построим поезд.

  С ребёнком нужно постоянно играть. Игры не должны быть сюжетно-ролевые, а лучше лото, пазлы, конструктор. Можно проговаривать действия свои и ребёнка, но не требовать ответов от малыша.

  Нужно постепенно, не настойчиво приучать ребёнка к общим занятиям, помогать избавляться от страхов.

  Для многих детей, страдающих аутизмом, полезно просматривать мультфильмы с героями, у которых можно чётко проследить эмоции. Мимика родителей также должна быть очень выразительна, чтобы малыш научился читать эмоции по лицу.

  Можно попробовать играть с ребёнком в театр. Поначалу, возможно, ребёнок окажет сопротивление, но со временем будет наблюдать за происходящим и даже участвовать в простых действиях. В театре нужно использовать образы отрицательных и положительных героев, и малыш начнёт понимать, что такое плохие и хорошие действия.

 

  Ребёнок с аутизмом, даже не желающий общаться со сверстниками, должен быть среди других детей. Лучше, если родители найдут специальный детский сад или коррекционного педагога. На занятиях родители поначалу могут присутствовать, чтобы помогать малышу и давать ему чувство защищённости.

  Коррекционные занятия и программа по развитию ребёнка, страдающего аутизмом, рассчитаны на продолжительное время. Нужно постоянно заниматься с ребёнком, ни в коем случае не пуская на самотёк, иначе развитие психоэмоциональной сферы ребёнка остановится или откатится на начальный уровень.

  Воспитание малыша, страдающего ранним детским аутизмом, должно стать образом жизни семьи, в которой есть место добру, терпению и огромной любви к ребёнку.


Теги: Ранний детский аутизм, агрессия, эмоции, коррекционная программа, признаки аутизма, рекомендации

Комментарии:

Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Вопрос:* Сумма 3 плюс 3? (прописью)
COPYRIGHT © 2010 - 2016 VashAibolit.RU All Rights Reserved.